Самарская Государственная Архитектурно-Строительная Академия
Кафедра ПМиВТ
Научно-исследовательская работа на тему:
"Исследование эффективности деятельности ВУЗов".
(работа является частью НИР руководителя)
Выполнила:
Студентка ФИСТ
Группы ГИП-100
Зуева Мария
Научный руководитель:
Безгласный Сергей Павлович
Cамара 2003
Порядок выполнения работы
В своём исследовании, я использовала данные по 317 ВУЗам России, и исследование проводилось по 15 параметрам для каждого ВУЗа:
Все эти 15 параметров были разбиты на 4 основных группы показателей эффективности деятельности ВУЗов, а именно:
1 группа:
- Стоимость основных фондов, тыс.руб.
- Объем госбюджетного финансирования, тыс.руб.
- Объем НИР из средств хоздоговоров, тыс.руб.
2 группа:
- Профессорско-преподавательский состав
- Кандидаты наук
- Доктора наук
3 группа:
- Число студентов (студенты по направлениям подготовки бакалавров и магистров + студенты по специальностям подготовки дипломированных специалистов)
- Число аспирантов
- Число докторантов
4 группа:
- Медали и дипломы Российских студенческих конференций 1997-2001 гг.
- Монографии
- Учебники и учебные пособия
- Защиты диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в советах ВУЗа
- Защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук в советах ВУЗа
Затем по каждой группе показателей, для каждого ВУЗа были определены коэффициенты К1, К2, К3, К4 следующим образом:
1 группа показателей:
где R11, R12 и R13 - весовые коэффициенты для первой группы показателей
0<=R11, R12, R13<=1
R11+R12+R13=1
2 группа показателей:
где R21, R22 и R23 - весовые коэффициенты для второй группы показателей
0<=R21, R22, R23<=1
R21+R22+R23=1
3 группа показателей:
Где R31, R32, R33
- весовые коэффициенты для третьей группы показателей0<=R31, R32, R33<=1
R31+R32+R33=1
4 группа показателей:
Где R41, R42, R43, R44, R45
- весовые коэффициенты для четвёртой группы показателей0<=R41, R42, R43, R44, R45<=1
R41+R42+R43+R44+R45=1
Затем по каждому ВУЗу был просчитан равномерный рейтинг следующим образом:
Здесь в основе лежало предположение, что каждая группа показателей одинаково важна в оценке эффективности деятельности ВУЗов
На следующем шаге по каждой группе показателей (j=1,2,3,4) я просчитала числа Аj по следующей формуле:
Для каждого ВУЗа по каждой группе показателей мы определяем, что является более значимым в оценке эффективности его деятельности - конкретная группа показателей или равномерный рейтинг. Например, для первого ВУЗа получилось, что RavnomerReiting-Kji<0, значит для первого ВУЗа первая группа показателей эффективности его деятельности менее важна, нежели средний показатель.
В результате получила 4 числа, характеризующих степень зависимости (важности) каждой группы показателей в оценке эффективности деятельности ВУЗов. Чем оно больше, тем меньше зависимость.
Затем я определила весовые коэффициенты по формуле:
0<=Rj<=1
Окончательным результатом был расчёт авторского рейтинга эффективности деятельности ВУЗов
i=1,2…317
Для наглядности можно "наложить" графики, отражающие эффективность деятельности ВУЗов по исходным данным, которые мне предоставил Пиявский Семён Авраамович с теми, что получились в результате расчета по формулам, которые были получены мною, совместно с моим научным руководителем.
Выводы по работе:
В моей работе строится модель, и предлагается методика рассчета оценки качества деятельности ВУЗа как интегрального показателя, отражающего 4 группы наиболее важных критериев, которые в наибольшей степени характеризуют деятельность ВУЗа:
1 группа:
- Стоимость основных фондов, тыс.руб.
- Объем госбюджетного финансирования, тыс.руб.
- Объем НИР из средств хоздоговоров, тыс.руб.
2 группа:
- Профессорско-преподавательский состав
- Кандидаты наук
- Доктора наук
3 группа:
- Число студентов (студенты по направлениям подготовки бакалавров и магистров + студенты по специальностям подготовки дипломированных специалистов)
- Число аспирантов
- Число докторантов
4 группа:
- Медали и дипломы Российских студенческих конференций 1997-2001 гг.
- Монографии
- Учебники и учебные пособия
- Защиты диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в советах ВУЗа
- Защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук в советах ВУЗа
В качестве основного результата разработан метод построения весовых коэффициентов Rj на основе оценивания разностей между комплексным показателем качества и групповыми показателями качества.
Т.к. в настоящее время тема оценки эффективности деятельности ВУЗов является очень актуальной из-за того, что в современной России появилось большое количество образовательных учреждений, которые именуют себя институтами, академиями или университетами, при этом качество образования, которые дают некоторые из них, зачастую оставляет желать лучшего. Как следствие этого, многие пытаются предложить свои "идеальные" формулы или критерии для определения качества деятельности ВУЗа. Но, очевидно, что такой "идеальной" оценки быть не может, в силу субъективности каждой оценки, например, при определении весовых коэффициентов того или иного критерия, каждый автор ставит "свои" баллы, которые совсем необязательно являются единственно верными.
В той работе, которую я выполнила совместно с моим научным руководителем, тоже присутствует субъективизм. Хотя мы пытались как можно точнее определить весовые коэффициенты. Этот субъективизм отражается в том, что хотя в целом график совпадает с тем, что был построен на основе расчетов других людей и по другим формулам, но он имеет "вырожденные точки". Например ВУЗ занимал только 271 место, а по нашим расчетам он переместился на первое место. Если взять конкретно СамГАСА, то она занимала 182 место, а по нашим расчетам упала до 214 места.
Как мне кажется, чем больше будет предложено различных методик оценки эффективности деятельности ВУЗов, тем больше "вырожденных точек" будет обнаружено, а, проанализировав все эти "точки" можно будет сделать вывод о том, почему они вдруг появились, а значит и можно будет вывести "идеальную формулу" для оценки качества деятельности ВУЗов.
Теоретическая часть
Приоритетность сферы образования в народном хозяйстве определяется ключевой ролью, которую может и должно сыграть образование в решении комплекса проблем перспективного развития личности, социальных институтов, общества в целом. Главная задача образовательных учреждений состоит в том, чтобы цели и результаты их деятельности соответствовали потребностям, критериям, нормам, динамике общества. Образовательная система - система традиционно консервативная в силу объективных обстоятельств, прежде всего связанных с её достаточно высокой степенью инерционности по отношению к экономическим, техническим и социальным нововведениям. Номенклатура специальностей и специализаций, требования к профессиональной подготовке выпускников и критерии их оценки, организационные и экономические принципы деятельности ВУЗов, проверенные многолетней практикой, являются гарантией достаточно высокого уровня качества образования. Однако консерватизм как атрибут системы образования оправдан лишь до определённых пределов. Внешние и внутренние экономические условия деятельности учебных заведений, параметры мирового образовательного сообщества, требования к специалистам на рынке труда в настоящее время радикально меняются. Подобные условия провоцируют адекватную реакцию образовательных учреждений.
Система отечественного образования вступила в фазу структурной трансформации в соответствии с новыми требованиями времени. Этот процесс определяется как качественная перестройка или изменения развития (в отличие от стабильного уровня функционирования системы, где характерной чертой её динамики являются количественные изменения или просто изменения функционирования).
Подобное состояние характерно для всего мирового сообщества. Особенно ярко это проявляется в странах с неустойчивой экономической и политической ситуациями, это же касается и России. Таким образом, достаточно предопределёнными являются качественные преобразования российской системы образования, отдельных её звеньев и элементов с целью придания ей гибкого, адаптивного характера, способности адекватного реагирования на современные и перспективные потребности развития страны.
Следует отметить, что как в политическом и социально-экономическом комплексе России в целом, так и конкретно в сфере образования всё больше проявляется тенденция регионализации в связи с усилением роли национально-территориальных и других местных структур. Поскольку образовательный потенциал страны синтезируется из совокупности региональных компонентов, то потребность в образовательных услугах и представление населения об их качестве и в целом эффективность деятельности образовательных учреждений зависит от социально-экономической обстановки в конкретном регионе. Таким образом, становится необходимым анализ региональных систем для выявления особенностей, определяющих настоящее и будущее состояние компонентов рынка образовательных услуг. Это даст возможность сформировать и эффективно реализовывать образовательные программы и внедрять новые формы и технологии обучения, которые будут отвечать выявленным динамически изменяющимся запросам потенциальных потребителей. Как следствие образовательный процесс в таких условиях становится в целом процессом динамическим, а отдельно рассматриваемый ВУЗ - динамично организованной структурой, открытой для управленческих новаций.
Деятельность российского ВУЗа всегда оценивалась рядом показателей. Советские социалистические соревнования внутри "железного занавеса" позволяли ВУЗам закреплять за собой определённый "знак качества", зарабатывать доверие у власть имущих, становиться престижнее в глазах потребителей своих услуг. Закрытость страны советского периода
породили несоответствие отечественной системы образования внешним требованиям. Никто не сомневается, что российские студенты вполне конкурентоспособны на мировом рынке труда. Однако для доказательства этого им приходится преодолевать дополнительные трудности, порой связанные с субъективным отношением зарубежного работодателя к российскому образованию.Для того чтобы быть услышанным в мировом образовательном пространстве, согласовать требования к выпускникам с мировыми, необходима реформа отечественной образовательной системы. Одним из направлений является создание действенной системы управления эффективностью деятельности ВУЗов как систематически осуществляемый набор действий, развёрнутый при всех операциях проектирования и производства образовательных услуг. Эта система должна быть состоятельной в условиях специфических региональных особенностей и позволять позиционировать ВУЗ как на внутреннем рынке образовательных услуг, так и в мировой образовательной среде.
Дополнительный интерес к этой проблеме определяется новой политикой государства, позволяющей повысить роль местных структур в решении социально-экономических проблем. Возникающие конфликты между государственным уровнем поставленной задачи и необходимостью её реализации на муниципальном уровне требуют оптимального разрешения. Единых эффективных подходов или рецептов действий быть не может, поскольку даже внутри одного субъекта Федерации существует несколько типов местных структур.
Средством разрешения противоречия между быстрыми темпами перемен в обществе и медленными темпами динамики образования способно выступить понятие эффективности деятельности ВУЗа. При этом конкурентоспособность образования рассматривается как производная от двух взаимосвязанных принципиальных частей. Первая состоит из оценки внутреннего состояния услуги, что включает в себя педагогический персонал, программы, учащихся, инфраструктуру, внутреннюю и внешнюю среды, определяющие жизнь учебного заведения. Вторая связана с уровнем интенсивности и характером спроса на образовательные услуги и на выпускников ВУЗов (оценка качества образовательной услуги способностью выпускников внедриться на рынок занятости и показателем "польза для общества") внутри отдельного региона. Существующие в настоящее время оценки конкурентоспособности носят в основном качественный характер и не способны адекватно отразить всё многообразие факторов, влияющих на оценку. Неточность оценки, её субъективность не позволяют с большой степенью уверенности принимать решения по выбору наиболее конкурентоспособных на рынке.
Научных работ, посвященных вопросам эффективности деятельности ВУЗов и её управлению, опубликовано достаточно - много как в отечественной, так и в зарубежной печати. Многообразие публикаций отражает объективную сложность предмета научного исследования. Действительно, эффективность (конкурентоспособность) любого материального товара или услуги определяется множеством факторов, которые можно классифицировать и представить в виде следующих агрегированных групп:
Каждая из перечисленных групп содержит в себе ряд компонентов. Таким образом, набор факторов, определяющих конкурентоспособность, оказывается столь значительным и своеобразным, что достаточно проблематично предложить единую методику сбора данных по этим факторам, их
обработки и идентификации для всеобъемлющего мониторинга и полного анализа уровня интенсивности конкурентной борьбы на данном рынке.В большинстве публикаций по теме конкурентоспособности товара или услуги существует определённое если не отожествление понятий качества и конкурентоспособности, то, по крайней мере, их тесно увязывают друг с другом. Качеству часто приписывают свойства одной из составляющих конкурентоспособности, которая предопределяет уровень последней. Следовательно, конкурентоспособность шире понятия качества.
Можно выделить следующие смыслообразующие признаки понятия эффективности деятельности:
Из изложенного следует, что эффективность является категорией динамической, причём её динамика обусловлена, прежде всего, внешними факторами, значительная часть которых может рассматриваться как управляемые параметры.
Любое промышленное предприятие, организация или образовательное учреждение выходит на рынок с определённым товаром, способным удовлетворять те или иные человеческие потребности. Учебные заведения предлагают потребителям образовательные услуги, являющиеся согласно общепринятому определению товара нематериальным благом. Для исследования эффективности образовательных услуг приведём определение услуги и выделим её основные особенности, далее уточним понятие эффективности среди образовательных учреждений.
Услуги - объекты продажи в виде действий, выгод или удовлетворения потребностей. Услуга представляет собой неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо. Основное предназначение услуг - удовлетворять изменяющиеся потребности населения. Именно в силу быстрого роста количества новых потребностей, сфера услуг в последние десятилетия претерпевает значительное развитие. По прогнозам ученых, в будущем именно услуги, а не материальные товары, будут пользоваться повышенным спросом.
В силу вышеперечисленных особенностей услуги требуют большого контроля качества, доверия к поставщику (продавцу) и способности приспосабливаться к запросам потребителей.
Обраазовательные услуги удовлетворяют личные (конечный потребитель), групповые (предприятия-работодатели) и общественные (государство) потребности
Выделяют ряд особенностей услуг как таковых. Услуги, в том числе и образовательные, обладают пятью основными характеристиками: неосязаемость, неотделимость, непостоянство качества, недолговечность (несохраняемость) и отсутствие владения.
Неосязаемость услуги означает, что её нельзя продемонстрировать, то есть до приобретения услугу невозможно увидеть, попробовать на вкус, потрогать, услышать или ощутить её запах. Ввиду отсутствия осязаемых характеристик услуги до её покупки степень неопределённости приобретения увеличивается. Чтобы её сократить, покупатели ищут "сигналы" качества услуги. В образовании это: образовательные стандарты, учебные планы и программы, информация о методах, формах и условиях оказания услуг, документы об образовании, сертификаты, лицензии, аттестаты, дипломы.
Неотделимость услуги означает, что её нельзя отделить от источника, независимо от того предоставляется услуга человеком или машиной. Во-первых, преподаватель не может предоставить услугу, если в аудитории нет студентов. Вследствие того. Что при производстве услуги всегда присутствует её потребитель, взаимодействие с поставщиком (преподавателем) является особым аспектом маркетинга услуг.
Способность преподаватель достичь взаимопонимания со студентами влияет на показатели их успеваемости.Во-вторых, услуги неотделимы от субъектов (конкретных работников), оказывающих их в том смысле, что любая замена учителя, преподавателя может изменить процесс и результат оказания образовательной услуги, а, следовательно, изменить и спрос. Общительность, доброжелательность, умение владеть собой, вызывать доверие - обязательные требования к работникам сферы услуг, тем более - образовательных. Особенность последних - в том, что их потребление начинается одновременно с началом их оказания. Более того, сама технология оказания образовательных услуг включает активное взаимодействие с их будущим потребителем (например, "педагогика сотрудничества").
Третьей характерной особенностью неотделимости услуг является присутствие и участие в процессе их предоставления других потребителей. Студенты в аудитории присутствуют при потреблении услуги одним человеком. Их поведение определяет степень удовлетворения услугой отдельных людей. Например, большое скопление студентов в плохо вентилируемой аудитории может снизить степень их удовлетворения. Следовательно, задачей производителя услуги является обеспечение того, чтобы одни потребители образовательных услуг не препятствовали получению качественного образования другими потребителями.
Непостоянство качества услуги означает, что её качество может очень сильно изменяться в зависимости от того, кто, когда, где и как её предоставляет. Качество услуги, тем более образовательной, очень трудно поддаётся контролю. Услуга, предоставляемая одним преподавателем, качественно варьируется в зависимости от его физической формы и настроения во время общения с учащимися. Администрация образовательного учреждения должна постоянно проверять степень удовлетворенности учащихся качеством учебного процесса путём анкетирования учащихся и мониторинга уровня успеваемости.
Непостоянство образовательной услуги имеет ещё одну причину - изменчивость "исходного материала", т.е. обучающегося.
Недолговечность услуги означает, что её нельзя хранить с целью последующей продажи или использования. Например, образовательное учреждение взимает плату со студента независимо от количества посещённых и пропущенных занятий. Недолговечность услуги не предоставляет особых проблем, если спрос на неё довольно устойчивый. Однако если спрос подвержен различным колебаниям, образовательное учреждение сталкивается с проблемами (например, с проблемой сокращения или увеличения числа преподавателей).
Для образовательных услуг характерно, что учебная информация может быть подготовлена и сохранена в раздаточных материалах, книгах, на кассетах, электронных дисках. Однако следует подчеркнуть, что знания быстро устаревают в силу стремительного движения научно-технического прогресса.
Для образовательных услуг недолговечность имеет ещё два аспекта. С одной стороны, это невозможность заготовить услуги в полном объёме заранее и складировать их как материальный товар в ожидании роста спроса. Однако у образовательной услуги эта черта выглядит смягченной, т.к. по крайней мере учебная информация может быть зафиксирована на материальных носителях. Но для образовательной услуги действует другая сторона недолговечности - естественное для человека забывание полученной информации, знаний. В образовании в том же русле действует научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний. Социальный прогресс также вносит лепту в устаревание знаний по целому ряду дисциплин, особенно - в быстро меняющемся обществе, в переходные периоды. Всё это делает весьма актуальным дальнейшее сопровождение образовательных услуг уже в процессе трудовой деятельности выпускников и задаёт требование непрерывности образования.
Отсутствие владения означает, что в отличие от физических товаров, услуги не являются чьей-либо собственностью. Из-за отсутствия владения учреждения, предлагающие образовательные услуги, должны прилагать особые усилия для укрепления имиджа и привлекательности своей марки.
Особенностями, присущими только образовательным услугам, являются:
Поскольку любой ВУЗ - это многопрофильное учреждение по оказанию образовательных услуг, то в рамках определённого региона отдельно взятый ВУЗ может, с одной стороны быть единственным по оказанию какой-то образовательной услуги. Примерами таких услуг могут быть различные программы обучения специфическим медицинским специальностям, агрономическим специальностям и так далее. С другой стороны, сразу несколько ВУЗов могут предлагать образовательные услуги по одним и тем же специальностям. Из этого следует, что ВУЗы могут одновременно обладать 100% - ной долей рынка образовательных услуг по каким-то одним специальностям, значительной долей рынка образовательных услуг по другим специальностям и незначительной долей рынка, если брать во внимание весь рынок образовательных услуг безотносительно к специальностям. То есть, по величине доли рынка реальная рыночная структура образовательной сферы обладает чертами таких типовых рыночных структур, как чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.
К характеристике реально существующей рыночной структуры образовательной сферы системы высшего образования относят такие особенности, обуславливающие наличие конкуренции как:
а) как правило, наличие нескольких ВУЗов в одном регионе
б) наряду с крупными ВУЗами существуют средние и небольшие ВУЗы
в) ВУЗ одновременно может оказывать как однородные стандартизованные услуги (специальности), так и разнородные нестандартизованные услуги (конкретные программы обучения, продукция ВУЗа)
г) в качестве отдельных препятствий выхода на рынок выступают, в основном, лицензирование образовательных услуг со стороны государства
д) потребители образовательных услуг ВУЗов не обладают полнотой информации о процессе обучения, качестве и технологиях обучения, состоянии материально-технической и информационной базы
е) по различным направлениям деятельности ВУЗ может одновременно обладать 100% - ой долей рынка, значительной долей рынка и незначительной долей
ж) в зависимости от ситуации рассмотрения угроза рыночной доле ВУЗа может существовать и не существовать
з) одинаковая доступность всех ВУЗов как субъектов рынка к необходимым ресурсам
и) асимметричность информации, предполагающую знание одних участков рынка больше, чем другие. Применительно к ВУЗам это выражается в том, что руководство и научно-педагогические работники знают больше о своих услугах и продукции, чем потребители. Такое положение, как правило, приводит к использованию преимуществ в свою пользу, а значит, и к недостаточной эффективности рынка
к) производство услуг и продукции на недостаточно известный рынок, характерное тем, что ВУЗы не всегда точно знают своего потребителя, его местонахождение, численность, потребительские предпочтения и т.д.
л) самостоятельность ВУЗов в осуществлении своей деятельности, включая возможность самим выбирать направления подготовки специалистов и выполнения научных исследований, заключать договора, принимать и выполнять заказы, принимать и увольнять работников и т.д.
Нельзя забывать о существовании динамического подхода при определении любого основополагающего понятия или категории. В этом случае для ВУЗа можно выделить эффективность его услуг в настоящий момент времени и потенциальную. Потенциальная эффективность определяется теоретически, исходя из неизменности наметившихся тенденций. В целом потенциал образовательной услуги может быть представлен как разница между возможностями ВУЗа и их частью, востребованной потребителем. Следовательно, на реальную эффективность ВУЗа будут оказывать влияние его настоящее положение на рынке образовательных услуг и его потенциал. С этой точки зрения при рассмотрении эффективности деятельности ВУЗа необходимо выделить его настоящие и потенциальные способности (возможности) по оказанию соответствующего уровня образовательных услуг, удовлетворяющих потребности общества при подготовке высококвалифицированных специалистов, а так же потребности по разработке, созданию и реализации научно-методической и научно-технической продукции, как в настоящее время, так и в будущем.
Резюмируя всё вышеизложенное, я могу дать определение эффективности образовательной услуги.
Эффективность образовательной услуги - это свойство, характеризующее её способности (возможности) по предоставлению соответствующего уровня высококвалифицированных знаний по сравнению с лучшими аналогичными образовательными услугами, представленными на рынке, и степень соответствия технико-функциональных, экономических, организационных и других характеристик предлагающего её образовательного учреждения, удовлетворяющих требованиям потребителей; определяющие степень её привлекательности на потребительском рынке, выделяющее сегменты этого рынка, принадлежащий данному образовательному учреждению, и препятствующее перераспределению этого рынка в пользу других образовательных учреждений, как в настоящее время, так и в будущем.